Эзотерики - Больные или шарлатаны?
Страница 1 из 1
Эзотерики - Больные или шарлатаны?
Эзотерики - Больные или шарлатаны?
Интересны наблюдения о лжеученых психолога В. П. Гудкова. Он утверждает, что для них характерны психические отклонения в форме паранойи или вялотекущей стертой параноидной шизофрении. Часто встречается индуцированный бред, то есть высказывание явно неадекватных идей, внушенных другим лицом. Многим присуща истероидность – в психиатрии так называют болезненную склонность к самолюбованию, стремление быть в центре внимания. Чего стоят одни регалии, которыми они себя награждают: «Посвященный ученик Храма бессмертия Черный лотос», «Академик Академии нового мышления», «Магистр народной медицины», «Экстрасенс-призрак международного класса (высший уровень)», «Великий Магистр и Приор Ордена Храма Вселенной» и так далее. Эту публику отличает и отсутствие чувства юмора. Свои воззрения они излагают с предельно серьезным, мрачно-торжественным видом. А самые невинные шутки в свой адрес воспринимают, как оскорбления.
Но лженаучные шизофреники хотя бы искренни в своих заблуждениях. Куда более омерзительны расчетливые шарлатаны. Понятно, что эти ребята не жалуют истинных ученых. Забавный эпизод описал Петр Капица. В конце 30-х годов в Москву привезли французов, якобы изобретших самолет с вечным двигателем – их аппарат якобы мог летать сколь угодно долго. Капицу пригласили экспертом. Французы никого в самолет не пускали. Тогда Капица, понимая, что такого двигателя быть не может, схватил пожарный багор, подбежал к самолету и вспорол обшивку – корпус был полностью забит аккумуляторами. Изобретатели мгновенно испарились из ангара. Остается только пожалеть, что далеко не на каждого шарлатана находится свой Капица с багром!
«Методики» псевдонауки
Лженаучные теории могут появляться разными способами. У шарлатанов они в основном появляются с потолка. Глядя в потолок, Джеймс Вайкари выдавал научные откровения вроде «психологическая весна длится в два раза дольше, чем психологическая зима» или «то, что испытывает женщина, выпекая торт, по силе впечатлений может сравниться с родами». Оттуда же он взял и свою теорию «подсознательной рекламы» (25-й кадр).
Первую потолочную производную от «теории» Вайкари предложил в 1970 г. некто Вильсон Ки (Wilson Key), преподаватель журналистики. Это произошло во время лекции, когда его взгляд упал на висящую вверх ногами рекламу. Ему причудилось, что в нее вставлено изображение причинного места. Опираясь на «исследования» Вайкари, он начал убеждать американцев, что их окружает множество специально подстроенных реклам сексуального характера. (Правда, он не утруждал себя доказательствами того, как все это повышает эффективность рекламы.) Он написал четыре книги и долго объезжал со своими лекциями университеты по всей стране. Потребовалось обстоятельное расследование, чтобы немного приструнить «ученого».
Есть более тонкий, почти научный способ. Достаточно подойти тенденциозно к получаемым научным фактам, всеми правдами и неправдами выдвинуть на первый план какой-нибудь критерий, сопроводить экспериментальные данные двусмысленной интерпретацией, ссылками на работы других авторов – и вот у вас в руках «сенсационное открытие». Этот способ более характерен для лжеученых, выходцев из более уважаемых наук.
Интересны наблюдения о лжеученых психолога В. П. Гудкова. Он утверждает, что для них характерны психические отклонения в форме паранойи или вялотекущей стертой параноидной шизофрении. Часто встречается индуцированный бред, то есть высказывание явно неадекватных идей, внушенных другим лицом. Многим присуща истероидность – в психиатрии так называют болезненную склонность к самолюбованию, стремление быть в центре внимания. Чего стоят одни регалии, которыми они себя награждают: «Посвященный ученик Храма бессмертия Черный лотос», «Академик Академии нового мышления», «Магистр народной медицины», «Экстрасенс-призрак международного класса (высший уровень)», «Великий Магистр и Приор Ордена Храма Вселенной» и так далее. Эту публику отличает и отсутствие чувства юмора. Свои воззрения они излагают с предельно серьезным, мрачно-торжественным видом. А самые невинные шутки в свой адрес воспринимают, как оскорбления.
Но лженаучные шизофреники хотя бы искренни в своих заблуждениях. Куда более омерзительны расчетливые шарлатаны. Понятно, что эти ребята не жалуют истинных ученых. Забавный эпизод описал Петр Капица. В конце 30-х годов в Москву привезли французов, якобы изобретших самолет с вечным двигателем – их аппарат якобы мог летать сколь угодно долго. Капицу пригласили экспертом. Французы никого в самолет не пускали. Тогда Капица, понимая, что такого двигателя быть не может, схватил пожарный багор, подбежал к самолету и вспорол обшивку – корпус был полностью забит аккумуляторами. Изобретатели мгновенно испарились из ангара. Остается только пожалеть, что далеко не на каждого шарлатана находится свой Капица с багром!
«Методики» псевдонауки
Лженаучные теории могут появляться разными способами. У шарлатанов они в основном появляются с потолка. Глядя в потолок, Джеймс Вайкари выдавал научные откровения вроде «психологическая весна длится в два раза дольше, чем психологическая зима» или «то, что испытывает женщина, выпекая торт, по силе впечатлений может сравниться с родами». Оттуда же он взял и свою теорию «подсознательной рекламы» (25-й кадр).
Первую потолочную производную от «теории» Вайкари предложил в 1970 г. некто Вильсон Ки (Wilson Key), преподаватель журналистики. Это произошло во время лекции, когда его взгляд упал на висящую вверх ногами рекламу. Ему причудилось, что в нее вставлено изображение причинного места. Опираясь на «исследования» Вайкари, он начал убеждать американцев, что их окружает множество специально подстроенных реклам сексуального характера. (Правда, он не утруждал себя доказательствами того, как все это повышает эффективность рекламы.) Он написал четыре книги и долго объезжал со своими лекциями университеты по всей стране. Потребовалось обстоятельное расследование, чтобы немного приструнить «ученого».
Есть более тонкий, почти научный способ. Достаточно подойти тенденциозно к получаемым научным фактам, всеми правдами и неправдами выдвинуть на первый план какой-нибудь критерий, сопроводить экспериментальные данные двусмысленной интерпретацией, ссылками на работы других авторов – и вот у вас в руках «сенсационное открытие». Этот способ более характерен для лжеученых, выходцев из более уважаемых наук.
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|