Антисектантский форум
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

ПСИХИАТРИЯ И РЕЛИГИЯ — ВРЕМЯ УСТАНАВЛИВАТЬ ГРАНИЦЫ

Перейти вниз

ПСИХИАТРИЯ И РЕЛИГИЯ — ВРЕМЯ УСТАНАВЛИВАТЬ ГРАНИЦЫ Empty ПСИХИАТРИЯ И РЕЛИГИЯ — ВРЕМЯ УСТАНАВЛИВАТЬ ГРАНИЦЫ

Сообщение  Admin Ср Апр 07, 2010 5:41 pm

ПСИХИАТРИЯ И РЕЛИГИЯ — ВРЕМЯ УСТАНАВЛИВАТЬ ГРАНИЦЫ
В. А. Лагутин, Е. И. Лагутина
Днепропетровск, Украина

* Публикуется по изданию:
Лагутин В. А., Лагутина Е. И. Психиатрия и религия — время устанавливать границы // Психиатрия и религия на стыке тысячелетий: Сборник научных работ Харьковской областной клинической психиатрической больницы № 3 (Сабуровой дачи) и Харьковской медицинской академии последипломного образования / Под общ. ред. П. Т. Петрюка, Р. Б. Брагина. — Харьков, 2006. — Т. 4. — С. 56–58.

Вполне традиционными, но, на наш взгляд, абсолютно неоправданными являются представления об общности задач, стоящих перед религией и «науками о душе». Несомненно, психология, психотерапия, психиатрия с одной стороны, и религия с другой, имеют зону общего интереса — то, что проще всего назвать душой. Именно объединяющий всех интерес к нематериальной субстанции, каким-то неочевидным образом связанной с телесной (материальной, органической) сущностью человека и порождает, по-видимому, желание рассматривать всех «специалистов» в области души в качестве коллег. Мы считаем, что религиозный и научный подходы к душе не имеют иных точек соприкосновения, кроме самого объекта интереса. Достаточно ли этого, чтобы говорить об общности задач? Наверное, всё-таки нет. Согласитесь, выглядело бы по меньшей мере необычно, если бы зашла речь о совместных целях, стоящих перед художниками-портретистами и врачами-окулистами. Хотя и тех и других очень интересуют глаза…

Мы уверены, что пренебрежение границами чревато серьёзными последствиями для обеих территорий. Очевидны результаты проникновения научной реальности в религиозную — последняя просто перестаёт существовать. На первый взгляд, последствия встречного процесса не столь катастрофичны. Однако при более внимательном рассмотрении оказывается, что вторжение религиозно-метафизических мотивов в профессиональную деятельность врачей-психиатров, психотерапевтов, психологов чревато весьма негативными последствиями. Необходимо уточнить, что в данном случае мы имеем в виду не веру специалиста в Бога и не отправление им религиозных обрядов в предназначенном для этого местах. Губительным для лечебного (консультативного) процесса является ориентация врача на иррациональные, метафизические, мистические представления о собственной роли и месте в этом процессе.

Печально, но сами специалисты могут совершенно неосознанно выполнять роли духовника, посредника между высшими силами и смертными либо даже выступать в качестве мессии, считая себя атеистами. В какой-то степени эти роли навязывается нам процедурой нашего обучения, требующей принятия на веру множества понятий и усвоения стереотипов поведения, порой очень сильно напоминающих религиозные ритуалы. Например, чего стоит широко распространённый в отечественной психиатрии тезис о принципиальной невозможности понять психологическую подоплёку шизофренического бреда! Сколько молодых психиатров, ориентированных на научное познание, были упрекаемы в ереси «психологизации» и усвоили стереотипы психиатрической диагностики, исключающей понимание. Отказ от самих попыток понимания, полная удовлетворённость констатацией, отсутствие беспокойства по поводу невыясненности психодинамических, биохимических, биоэлектрических и других механизмов образования психопатологической симптоматики превращают процесс лечения в ритуал.

Псевдорелигиозные рассуждения о божественной природе или «непостижимости» человеческой души при ближайшем рассмотрении оказываются защитными построениями, предохраняющими врача от ответственности за неудачу, оправдывающими необразованность, формализм в отношениях с пациентами. В итоге психиатрия, наркология, психотерапия да и психология зачастую выступают в качестве своеобразного монастыря, убежища для незрелых личностей, избегающих взрослых отношений с полновесной ответственностью за некомпетентность.

В некоторых феноменах психологической и психотерапевтической реальности нетрудно найти элементы сектантства. Например, мы часто слышим от психотерапевтов: «Успех Вашего лечения зависит от того, насколько сильно Вы мне поверите…». В этих случаях речь идёт не о доверии пациента врачу, как профессионалу, действительно необходимом для формирования лечебного альянса, а о готовности пренебречь здравым смыслом, поверить в сверхчеловеческие возможности «целителя», быть готовым фанатично выполнять самые нелепые инструкции и даже втянуться в садо-мазохисткие отношения. В этой ситуации неважно, апеллирует ли «специалист» к традиционному богу, анонимным высшим силам, или скромно заявляет о своей способности словом (или взглядом) пробуждать «неисчерпаемые резервы организма».

Мы считаем, что пренебрежение границами между религиозной и научной реальностями является проявлением личностной незрелости специалиста либо носит спекулятивный характер, в любом случае обусловливая негативные для пациента последствия.

Admin
Admin

Сообщения : 214
Дата регистрации : 2010-04-05

https://antigury.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения